Айкидо

О ШКОЛЕ АЙКИДО

Традиционное Айкидо – современное военное искусство. Оно было развито от традиционных военных искусств О-сенсеем Морихеем Уэсибой (родился 14 декабря 1883 г., ушёл из жизни 26 апреля 1969).

Уэсиба, рожденный в Taнабе (теперь префектура Вакаяма; в Японии), постепенно стал одним из самых больших мастеров в военных искусствах его времени. На него особенно повлияло и вдохновило Дайто рю Айки джиу-джитсу мастера Сокаку Такеда. Это военное искусство стало технической основой Айкидо O-сенсея.

Другое большое влияние на Уесибу было оказано человеком по имени Онисабуро Дегучи. Это был духовный лидер Oмото-кё, группы людей, занимающихся Синтоизмом. Именно через Oнисабуро и его духовное обучение O-сенсей нашел основу для развития «aiki»- создание гармонии между физическим и духовным в Айкидо и в жизни.

О-Сенсей Морихей Уэсиба

О-Сенсей Морихей Уэсиба

Исходя из своего обширного опыта , O-сенсей создавал Будо, которое он наконец назвал Айкидо. Хотя Айкидо – недавно развитое военное искусство, это искусство, основанное на твердых, проверенных и испытанных принципах, как для техники без оружия, так и с оружием. Айкидо прошло различные стадии после собственного развития Уесибы: от Дайто рю – базовой техники 1930-ых – к Айкидо, каким мы знаем его сегодня.

О-сенсей говорил, что Айкидо – это прежде всего Будо, воинское  искусство. Есть существенное отличие между воинскими  искусствами и спортивными единоборствами. В будо нет соревнования и нет второго шанса. Поэтому будо даёт возможность осмысления жизни и смерти.

Три иероглифа, которые составляют термин Айкидо:

合 – «Ай» - соединение, взаимодействие, гармония
気 – «Ки» -  энергия духа, жизненная энергия, дыхание, движение пара
道 – «До» -  дорога, путь, способ.
Буквально это переводится, как «путь к Гармонии Духа»*).

Хомбу Доджо было основано в 1927 г. в Токио, но когда началась Вторая Мировая Война , Уесиба переехал в деревню Ивама, к северу от Токио в префектуре Ибараки. Он неоднократно говорил, что Ивама была местом, где его Айкидо было систематизировано и усовершенствовано. И именно в Ивама Додзе он завершил создание и преподавал базовые и продвинутые формы техники с пустыми руками. Также это было единственное место, где Уесиба регулярно и систематически преподавал технику с оружием, которую он развил как неотъемлимую часть искусства Айкидо. Таким образом Айкидо О-сенсея состоит из трёх переплетающихся дисциплин: ken(меч), jo (палка) и taijutsu (техника без оружия)

В  Японии айкидо считается наиболее развитым боевым искусством, хотя оно опирается на традиционных боевых искусствах (дзю-дзюцу, кен-дзюцу и т. д.), его приёмы были разработаны, для того чтобы быть наиболее эффективными и в то же время не быть насильственными. Это искусство направлено на целенаправленную нейтрализацию любых атакующих действий без оружия или с оружием. В айкидо никогда не используется физическая сила. Чаще всего приёмы основаны на приведении оппонента в неустойчивое равновесие либо на контроле его суставов.

Приёмы айкидо сложны и поэтому, требуют особой дисциплины и концентрации внимания. Хотя практика айкидо требуют определенной спортивной подготовки, она подходит для любого человека, вне зависимости от пола и возраста. Занятия проводятся в зале («додзё»), оборудованном специальными матами («татами») что позволяет избежать травм при падении. Группы практикующих не делятся по возрасту полу и весу. Одежда для занятий — это белые «кэйкоги» (кимоно), у чёрных поясов она дополняется традиционными брюками «хакама». Обучение выстроено последовательно от простой самозащиты до нападения сразу нескольких противников.

Постоянная работа в паре, позволяет практикующим учиться друг у друга. Во время тренировки атакующий («уке») и тот, кто делает приём («тори») меняются ролями .

Ученические («кю») и мастерские («дан») степени присуждаются в результате квалификационных экзаменов.

В практике айкидо нет места агрессии и насилию, нет соперничества, а только взаимное обучение. Хотя айкидо можно понимать как научную форму самозащиты, это прежде всего метод, направленный на то, чтобы гармонично развивать систему взаимосвязи между телом, разумом и духом, и будучи физической тренировкой оно ориентируется на гораздо более высокую нравственную цель.

В дзен буддизме знакам хираганы придаётся определённый смысл:

合气道 хираганой あいきとう

あ «дух победы для открытия новых дверей», ярость, агрессия.

い заполнение мотивацией масс. Если есть интерес, то можно открыть двери ко всем возможностям.

き именно жажда знаний, а не сама учеба, приводит к действительно глубоким познаниям.

とспокойно наблюдать и анализировать вещи могут только люди, наделенные настоящей силой.

う именно внутри нашей сущности заключается настоящая власть для достижения целей.

Ивама Айкидо рассматривается как традиционное Айкидо О-сенсея, которому он ежедневно обучал в Ивама и которое Морихиро Сайто Шихан преданно и достоверно донес до нас.

Для лучшего понимания того, почему Ивама Айкидо отличается от других стилей, практикуемых по всему миру, следует принять во внимание то, что Айкидо не получило международного распространения до окончания Второй Мировой Войны. Это искусство, в том виде, в котором оно по большей части практикуется сегодня, берет начало больше от интерпретаций ведущих учителей, таких как: Годзо Шиода, Коичи Тохей, Киссемару Уэсиба, Кенджи Томики, Минору Мочизуки и других учеников Уэсибы, нежели от самого основателя Айкидо. Начиная с 50-х годов, эти известные инструкторы вносили собственные изменения в искусство. Причина этого может быть найдена в событиях, относящихся к периоду 2-й Мировой Войны, когда Основатель надолго уединился в Ивама, а в организационной и административной деятельности штаб-квартиры Айкикай в Токио (Хонбу Додзё) росла роль и ответственность его сына. Почти все старшие ученики были вынуждены оставить свои тренировки в Ивама: многие во время войны, другие – сразу после неё. В те дни жизнь в Ивама была поистине суровой. Повсеместная бедность и нехватка еды заставляла людей усиленно работать, чтобы обеспечить проживание, поэтому все ученики Уэсибы не могли больше посещать додзё. В тот трудный период только Сайто Сенсей всегда оставался около Основателя, служил ему, выполняя даже грязную работу. Несмотря на то, что жизнь была очень тяжелой, Сайто сенсей имел великую возможность проводить с основателем больше времени, чем кто-либо еще до или после войны. О-сенсей глубоко доверял своему преданному ученику и учил его всему в теории и на практике.

Морихиро Сайто Сенсей

Морихиро Сайто Сенсей

Сайто сенсей никогда не осмеливался интерпретировать или менять то, что он получил от Основателя, он просто посвятил себя тому, чтобы запомнить, изучить и помочь своему сенсею.
Морихиро Сайто сенсей провел всю свою жизнь, сохраняя искренне Айкидо О-сенсея. Подход к тренировкам Сайто сенсея был уникален по сравнению с подходами других инструкторов в том, что он придавал одинаковое значение тайджитсу (тренировкам без оружия) и буки ваза (тренировкам с оружием), которое включает обучения «кен» (меч) и «джо» (палке). О-сенсей рассматривал эту неизбежную взаимосвязь между практикой тайджитсу, кен и джо, как определяющий фактор обучения Айкидо, и метод обучения Сайто Сенсея базируется на точном применении этих принципов.

 

 

ГЛАВА ШКОЛЫ

Хитохиро Сайто Сенсей, сын и Третий Сокэ (наследник) Традиционного Айкидо (Ивама-рю Такэмусу Айки). Родился 12 февраля 1957 года в Ивама. Начал изучать Айкидо в семилетнем возрасте под руководством Основателя, Морихея Уэсибы. После смерти Великого Мастера Айкидо в 1969 году он продолжил тренироваться у своего отца, Морихиро Сайто (9 дан), который был верным последователем и преемником Основателя. В это время он посещал различные школы, изучал различные религии, в частности религию Омоте-Кё, последователем которой был также и О-Сенсей. Это религиозное направление оказало большое влияние на развитие Айкидо.

Хитохиро Сайто Сенсей

Хитохиро Сайто Сенсей

В середине 1990-х годов он частично замещает отца в Ивама Айки Сюрэн Додзё. Он неоднократно принимал участие в Международных демонстрациях в Будокан. Его техники известны своей сокрушительной мощью, их отличает безупречная скорость, граничащая с точным соблюдением технической формы. Он по праву считается одним из самых технически сильных мастеров «Нового времени».

 

Сайто Хитохиро Сэнсэй возглавил практику в Ивама Додзё, начиная с 2002 года, после смерти Морихиро Сэнсэя. С этого момента Хитохиро Сэнсэй стал преемником отца в Традиционном Айкидо. Он посвятил свою жизнь продолжению важной миссии своего отца по сохранению и защите качества и структуры стиля Ивама Рю. Хитохиро заработал уважение и восхищение своих современников. Посвятив себя сохранению духовных и технических традиций Айкидо О-Сенсея, Хитохиро упрочил репутацию бесподобной техники и методов обучения Айкидо. Он проводит всемирные ежегодные семинары в таких странах как: США, Канада, Австралия, Франция, Португалия, Италия, Испания, Германия, Швейцария, Швеция, Великобритания, Турция, Словакия, Россия.

 

В октябре 2003 года Сайто Хитохиро Сэнсэй объявляет о том, что он покидает Айкикай вместе с группой Ивама дэси, и становится независимым как «Ивама Син Син Айки Сюрэнкай » (Союз решительной практики истинного духа Ивама Айки) для того, чтобы продолжать передачу техник Традиционного Айкидо. В настоящее время Сайто Хитохиро Сэнсэй практикует ежедневно в Ивама в Танрэнкан Додзё, где и по сей день существует программа учидэси (внутренних учеников).

Ивама Син Син Айки Сюрэнкай

«Я иду новой тропой, для того, чтобы быть душой и сердцем с О-Сенсеем.»

Син Син – истинно верить в бога

«Так, как О-Сенсей верил в бога, он начинал каждое утро с чтения норито (обращения к богу). Затем, он делал мисоги и работал в поле, после проводил день в кейко. Вечером он снова читал норито и практиковал. Только после этого он ложился спать. Читая норито и молитвы, О-Сенсей достиг просветления. Я использую название Син Син для того, чтобы указать вам, как важна искренняя вера.»

Сюрэн – серьезная практика

«Я хочу продолжить обучение, которое О-Сенсей передал моему отцу и мне. Мой отец выполнял эту задачу, вплоть до того момента, пока он не покинул нас. Теперь я должен продолжить его дело, передавая учение тем Айкидзинам, которые заинтересованы серьезной ежедневной практикой. Для О-Сенсея было очень важно преподавать базовые формы каждый день, так же поступал и мой отец в течение многих десятилетий. В Ивама мы не практикуем то, что наблюдали однажды, мы изучаем то, что нам преподавали ежедневно шаг за шагом. Вы не можете изучить это за один или два года, этому необходимо посвятить всю свою жизнь.»

Дзюку – школа

«Вы не должны тратить много времени и усилий на что-то одно, будь то определенные вещи или деньги. Конечно, Вы нуждаетесь в средствах для того, чтобы жить, и у Вас может быть хороший земельный участок и додзё, но вы не должны быть привязаны к этому слишком сильно, и держаться за это. Держите ваше сознание чистым, и не поддавайтесь духовному окостенению. В 2003 году я принял решение оставить очень важное для меня место, потому, что я был слишком привязан к нему. Для того чтобы продолжать свой Путь, Вы не должны быть сильно привязаны к вещам, это не позволит вам прогрессировать дальше».

Ниссин геппо – ежедневно прогрессировать

«Вы должны терпеливо практиковать шаг за шагом. И всегда тренироваться с чувством новичка до конца вашей жизни. Этот способ обучения всегда существовал в Ивама. Я продолжаю эту традицию, и всегда буду помнить об этом, практикуя с другими»

Айкидо – истинное будо (Морихеи Уэсиба)

  1. Поскольку слово «гармония» (ай) созвучно слову «любовь» (ай), я решил дать своему уникальному будо название АЙКИДО. Слово айки – очень старое, но я вкладываю в него совершенно иной смысл, чем воины древности.
  2. Айки – это не приемы боя или нанесения поражения врагу. Это путь, ведущий к установлению мира во всем мире и объединениии всех людей в одну семью.
  3. Секрет Айкидо – в том, чтобы достичь гармонии с движениями Вселенной и прийти к согласию с самой Вселенной. Тот, кто постиг секрет Айкидо, открыл Вселенную внутри себя и может с полным правом сказать: » Я и есть Вселенная». Я не знаю поражения, как бы быстро мой противник не атаковал. Это не потому что моя техника быстрее, чем техника партнера . Дело вообще не в скорости. Просто бой заканчивается, не успев начаться.
  4. Когда кто-либо пытается подраться со мной, он замысливает борьбу с самой Вселенной. И так он нарушает свою гармонию с ней. Может ли он победить? Еще только намереваясь драться со мной, он уже побежден. У времени нет меры «быстро» или «медленно».
  5. Айкидо – это непротивление. Поскольку оно не сопротивляется, то всегда побеждает.
  6. Тот, у кого ум кривой и раздираемый противоречиями, изначально обречен на поражение.
  7. Как же ты можешь выпрямить свой кривой ум, очистить свое сердце и быть в гармонии с действиями всех вещей в Природе? Прежде всего ты вбираешь в свое сердце Творца.
    Это и есть Великая Любовь, вездесущая во всех уголках и во все времена Вселенной.
    «В любви нет противоречия. У любви нет врага». Противоречащий ум, который думает о существовании врага, не согласуется с волей Бога.
  8. Тот, кто не понимает этого, не может быть в гармонии со Вселенной. Его будо – это будо разрушения. Это не созидательное будо.
  9. Поэтому соревнование в выполнении приемов, выявление победителя и побежденного – не истинное будо. Истинное будо не знает поражения. «Непобедимый» означает «никогда не сражающийся».

10.  «Победа» для нас – это победа над противоречивым умом в себе самих. Такова дарованная нам миссия.

11.  Это не просто теория. Ты должен практиковать это. Тогда ты воспримешь великую силу единства с Природой.

12.  Не смотри противнику в глаза, иначе твой ум будет втянут в них. Не смотри на его меч, иначе этот меч убьет тебя. Не смотри на него самого, иначе твой дух рассеется. Истинное будо заключается в том, чтобы выработать привлекательность, которая позволяет втянуть всего противника в себя. Все, что мне остается делать, – это придерживаться этого пути.

13.  Мне достаточно даже стоять спиной к противнику. Когда он нападает, нанося удар, он повредит себе самим намерением ударить. Я един со Вселенной, вот и все. Когда я стою, он будет втянут в меня. Перед Уэсибой из Айкидо нет ни времени, ни пространства – только Вселенная как она есть.

14.  У Уэсибы из Айкидо нет врага. Ты ошибаешься, если думаешь, что практиковать будо означает иметь много противников.