ОРУЖИЕ В АЙКИДО – Практика меча в айкидо и других БУДО

«Австралийские воинские искусства» Том. 16 Номер 3 Май (1993 ) Энтони Карасулас Сэнсэй, инструктор по кэндзюцу и владелец журнала «Австралийские воинские искусства», пригласил Ассоциацию Такэмусу Айки и другие организации дать объяснения относительно того, почему мы думаем, что обучение меча имеем значение в практике Воинских Искусств сегодня. Текст той статьи воспроизведен здесь полностью.

Практика меча является жизненно важной частью обучения в Такэмусу Айкидо или Ивама-рю Айкидо. Морихиро Сайто Сэнсэй, 9-ой Дан, который является – Главным инструктором и хранителем Айки Святыни в Ивама, включает меч и дзё в практику айкидо, на ряду с техниками тайдзюцу и танто-дори, как неотъемлемую часть законченного обучения айкидо, соблюдая методу тренировок, переданную Основателем, Морихэем Уэсибой.

 

О-Сэнсэй изучал много стилей меча за годы личной практики, извлекая сущность из тех будзюцу, которые он изучал, он создал то, что сейчас известно, как Айки-кэн или Айки-меч.
Мы используем меч, который называется боккэн, это деревянный меч, обычно из Японского Дуба, слегка изогнутый, на нем нет цубы, или гарды. Вес меча не важен, поскольку лучше практиковать с более тяжелым мечем, так что каждый волен использовать удобный для него меч. Так, более тяжелый, боккэн иногда используется для практики танрэнути, или интенсивной практике ударов, по резиновой авто покрышке или связки веток.
Меч, практикуемый в айкидо, отличается от практики в других стилях. Например, в кэндо используется прямой меч или синай с цубой, и техника линейна и в нападениях и в защите. До или нагрудник не применяется в айкидо.

Практика в айкидо разделена на три части: (1) Тайдзюцу, или техники пустой руки, (2) Айкидзё, или техники 5футовой деревянной палки и (3) Айкикэн, техники меча.
Важность практики меча, в айкидо или любом Воинском Искусстве, не может быть опущена. Хотя никому не позволяют носить мечи в наше время, мы можем извлечь много выгоды из практики меча в Воинских Искусствах.
1. Первое, на физическо

м уровне. Регулярная практика меча укрепляет руки и плечи, а когда используется вместе с киай, усиливает работу хара (мышцы вокруг живота придающие мощность движениям тела). Эта практика также разрабатывает дыхание – поскольку когда меч поднимается, мы делаем вдох. Когда рубим, выдох. Подобного рода практика, объединяет технику с методами дыхания, в результате, отдельно взятая техника самозащиты, может выполняться также быстро, как один цикл дыхания.
2. Практика меча, имеет непосредственную связь (риай) с тайдзюцу, которые в свою очередь, развиваются в техники самозащиты айкидо. В феодальной Японии, техники, подобные этим использовались против нападающих, захвативших руки мастера меча, с целью предотвратить его удар. Из этих техник и было разработано айкидо.


3. Имеется важная связь(риай), между практикой меча и тайдзюцу, это – тай-сабаки, этот термин можно перевести, как ‘ правильный и достаточно экономичный уход тела (с линии атаки)’. Практика Айкикэн, скорее учит тело действовать, как единое целое более, чем отдельным техническим действиям рук, оружия, ног и перемещений. Когда тело способно действовать, как единое целое, можно развить хороший тай-сабаки, то есть способность быстро избежать атаки (в течении одного цикла дыхания). Благодаря хорошему тай-сабаки, возможность выживания сильно возрастает.
Выживание – в этом смысле, это способностью преследовать ваши цели, или делать то, что вы хотите, без того, чтобы захватили врасплох. Иначе, вы ‘утеряете ваш центр’, и возможность ходить и эффективно перемещаться в критической ситуации. Для тех, кто идет по пути Будо, все события в жизни – это испытание нашего центра. Ваша способность выживать, зависит от вашей возможности «читать» действия противника и эффективно реагировать на неожиданно возникающие ситуации. Изучение Воинского Искусства, учит как выжить, не пробуя покорить или победить других людей. Таким образом, практика меча вырабатывает то, к чему мы все стремимся; совершенную технику. Во время атаки, оружие физически превосходит человеческое тело, независимо от того, насколько оно развито. Плоть не может противостоять колющему удару ножа, кость не может выдержать рубящий удар стального клинка, так что первая реакция – это пресечение.
4. При обучении только в тайдзюцу это – рука (или нога) против руки, рука (или нога) против ноги, всегда есть возможность совершить ряд ошибок в технике. В результате можно приобрести плохие технические навыки. Когда же вас атаковали оружием (нож, разбитая бутылка, металлический прут), подобная ошибка будет стоить вам жизни или приведёт к травме. Практикуя только буки-ваза (техники с оружием), дэси (ученик) может понять важность правильного движения тела, а также значение возможности завершить технику несколькими способами (хэнка).
В айкидо, удары меча – главным образом вертикальны. Имеются также круговые удары, но они требуют более детальной отработки круговых типов тай-сабаки. Этот вид атаки, далее может быть трансформирован в прямой удар руки, ноги, ножа или выстрел. Чтобы избежать травмы, нельзя просто сделать шаг назад или вперед, необходимо уйти с линии атаки, также при выполнении любого технического действия. Очень часто во время кэйко – тайдзюцу, дэси будет делать ошибку, которая не столь очевидна для него самого или остальной части группы. В этом случае, инструктор предлагает им выполнить технику снова, но против меча. Поскольку линия атаки меча очевидна, меч быстро разоблачит ошибку, допуская более быстрое и более полное понимание техники.
5. Практика меча, также очень важна при отработке двух других аспектов Воинского Искусства; то есть: дистанции (маай), и способности «читать», когда противник намерен вас атаковать. В айкидо, обучение меча состоит из нескольких частей; субури – ряд ударов и перемещении с мечем, которые выполняются в соответствии с правильным ритмом дыхания и равномерным распределением силы. Также имеется хаппо-гири_- где мы выполняем удары в восьми направлениях. Эти действия, могут выполняться дэси индивидуально в любое время, что одновременно улучшит техники тайдзюцу, но при условии постоянной практики. Также имеется практика с партнером – например меч против меча, меч против дзё или меч против безоружной руки. Меч против руки – это Тати-дори(забирание меча), что относится к завершению техники, в то время как, меч против дзё или другого меча, это – хорошее подспорье, для выработки понимания дистанции(маай), правильной позиции (камаэ) и способности «читать» намерения противника.
6. Практика с партнером включает ряд техник – удары, блоки, уходы и контрдействия, которые сначала выполняются медленно на расстоянии, потом ближе и быстрее, пока они фактически не будут напоминать бой на мечах. Во время практики с партнером, одна из наиболее важных концепций – это принцип авасэ или слияния с противником.
7. Этот принцип, одновременно отрабатывается обоими партнерами, координирующими их дыхание с выполнением технического действия, в течение одного тактического перемещения. Невозможно эффективно атаковать на вдохе, а также провести отвлекающий манёвр, потому, что вам не хватит воздуха в лёгких, чтобы завершить технику. Следовательно важно дышать правильно, и эта способность вырабатывается благодаря практике меча с партнером. На продвинутых этапах практики с партнером, вы будите иметь двух и даже трех нападающих вооруженных мечами, так что становится очевидно, что дистанция (маай) и движения тела (тай-сабаки) весьма важны.
В уличном бою, вы также должны использовать этот вид дыхания, так как наблюдая за ритмом дыхания противника, можно определить, когда нападение неизбежно. Однако, это понимание можно развить, только через регулярную практику меча, которая включает технику правильного дыхания.

Эта статья, охватила большинство аспектов практики меча в Айкидо, и должна заинтересовать практикующих кэндзюцу.

P.S. В айкидо мы не проводим турниров, потому, что это – Воинское Искусство, и характер технических приёмов настолько опасен, из-за своей завершенности, а также используемое оружие, делает невозможным создать спортивную версию этого Будо.

Источник: www.primaikido.ru